?

Log in

No account? Create an account
Токсичная благотворительность
Как извлечь прибыль из чужой беды и остаться безнаказанным
Чье ДОБРО? 
20th-Apr-2018 06:38 pm
мелкое


Эта неделя запомнится участникам некоммерческого сектора совершенно дивным скандалом между Русфондом и удмуртским фондом “Подари ЗАВТРА!”. Даже меня успели призвать “не быть инструментом шантажа в руках Русфонда”. Меня эта идея порадовала и даже вдохновила. Вот, буду не инструментом. Личную позицию изложу.
Сразу скажу, что вопрос авторских прав, бизнес-интересов и вот это вот все - несколько не моя стезя. Меня интересуют в первую очередь люди и их поведение. С авторскими правами, торговыми знаками и прочими правами на использование пусть разбираются юристы.

Для меня история началась довольно просто: на общую корпоративную почту пришло письмо от некой дамы с просьбой вернуть ошибочно перечисленную сумму. Речь шла не много, не мало, а о 5542 рублях, которые мать дамы, пенсионерка, ошибочно перевела в фонд, увидев наш ролик по местному телевидению. Стоимость СМС со словом “Дети” - 75 рублей, и именно столько пенсионерка и планировала пожертвовать. Отдавать значительную часть своей пенсии в помощь бедняжкам она никак не собиралась. Подобное письмо было отнюдь не первым за год. Узнавать, что ты, вот лично ты - урод и мошенник, обманом обирающий несчастных старушек, не нравится никому. Почему-то не понравилось и сотрудникам Русфонда.

Собственно, тут-то и появилась статья Станислава Юшкина “Чужие ДЕТИ.
Фонд «Подари завтра!» воспользовался ошибкой пенсионеров.”

Мы стали изучать отчеты о поступлении пожертвований на сайте «Подари завтра!» и обнаружили, что с мая 2017 года, когда фонд стал использовать мобильный банк Сбербанка и слова ДЕТИ и ДОБРО, ошибку при переводе средств на номер 5542 сделали 386 человек. Еще 47 ошиблись при отправлении SMS-пожертвования на наш номер 5541. Этот номер мы используем в совместном проекте с «Первым каналом». Еще трое перевели в Ижевск 5242, 5543 и 5547 руб. Ошибочные пожертвования поступали из самых разных регионов страны – от Владивостока до Калининграда. Общая их сумма составила 2 415 971 руб.”

От себя замечу, что в своих социальных сетях фонд призывает посылать СМС на номер 900 со словом “Дело”, а отнюдь не “Дети” и “Добро”, а чтобы найти на их сайте историю с пожертвованием на номер 900 через использование слова “Дети” я, вот лично я, убила кучу времени.

Стоило появиться ссылке на статью Станислава Юшкина в социальных сетях Русфонда, как фонд “Подари ЗАВТРА!” не поленился пройти по всем, кто ее репостнул или иначе выразил интерес в теме, и повесил ссылку на свою официальную позицию.

Ответ на статью от Русфонда от Надежды Александровны Ястребовой, президента Фонда
Выводы каждый сделает сам, но мне особенно понравился пассаж про “Русфонду также безразлично, что подобная клевета в отношении реально работающих и помогающих детям фондов, подрывает отношение к благотворительности в России в целом. Таким образом сотни и тысячи детей не получат помощь.
Давним читателям моего ЖЖ стилистика наверняка знакома.

Что в этой истории вижу я? Я вижу желание использовать чужую невнимательность на свое благо. Абсолютно осознанное и циничное. 436 пожертвований в год со странно крупной на фоне обычных 100-300 рублей суммой - это в среднем чуть больше одного жертвователя в день. Если бы у фонда было хоть малейшее желание разобраться в происходящем, его сотрудники могли бы легко дозвониться до каждого из таких жертвователей и уточнить, точно ли он хотел отправить 5542 или 3434 именно им, а не скажем, “Русфонду” или фонду “Подари солнечный свет”, которому принадлежит второй номер. Сделал это фонд?
Как следует из этой публикации - нет. Фонду было все нормально.

“Господин Юшкин заявил, что до вмешательства Русфонда фонд «Подари завтра!» уведомил об ошибке лишь 51 человека из 436. По словам Станислава Юшкина, после того, как Русфонд обратил на ситуацию внимание коллег, «Подари завтра!» провел проверку, по результатам которой сообщил, что 305 жертвователей не изъявили желания возвращать свои средства. Из этих 305 человек Русфонд обзвонил 20: по словам господина Юшкина, 5 заявили, что им из ижевского фонда не звонили, а 7 пожелали вернуть средства. В «Подари завтра!» сослались на ошибку волонтера и пообещали повторную проверку.”

Да и вообще можно ли требовать от фонда качественного обзвона? “По поводу неполного обзвона волонтерами отправителей ошибочных платежей. Мы - небольшой фонд. У нас нет возможности платить заработную плату всем людям, работа которых так нужна для организации работы благотворительного фонда. Благодаря волонтерской деятельности наш фонд не тратит ни рубля из пожертвований на заработные платы сотрудников Фонда.”, то есть отстаньте от пианиста, он играет, как умеет.

Фонд “Подари ЗАВТРА!” на днях отчитался, что в прошлом году потратил на свою деятельность 3,5 млн рублей.
И сейчас собирает свою маленькую личную армию для общественной поддержки, но это к моей статье относится весьма косвенно.
СМСками по 5542 рубля каждая он собрал 2,41 млн руб. По идее, и общая сумма, и каждое конкретное пожервтвование должны были бы вызвать у фонда вопросы. Но нет. Их не заинтересовало, откуда в один день берется десяток человек, желащих пожертвовать фонду по 5542 рубля каждый.

Я поинтересовалась у коллег, мол, а у нас-то, с нашим миллиардом, бывают какие-то странные пожертвования, которые оказываются не пожертвованиями? Мы-то их видим, что-то делаем, или было ваше - стало наше, радуйтесь доброму делу. Оказалось, что видим! Не смотря на ежегодный миллиард! Связываемся с отправителем и возвращаем деньги. А как иначе-то? Благотворительность - это история прежде всего о взаимном доверии. Мы все люди, все ошибаемся. Пользоваться чужими ошибками в свою пользу - это как отходить от кассы в супермаркете, точно зная, что кассирша дала лишнюю сдачу.

Тут же в течение года у фонда появляются жертвователи с однотипными подозрительнми платежами, и что делает фонд? Правильно. Ждет громкого публичного скандала, потом томно прикладывает ладонь ко лбу и говорит: “Ах, мы сразу же обратились в Сбербанк! Думали-думали, и вот теперь, год спустя, платежи больше, чем на 5000, получать по этой схеме не будем!” Да и вообще “Ошибочные платежи могли возникнуть в результате непреднамеренных действий нескольких сторон. В том числе и Русфонда, который свои призывы к жертвователям формулирует так, что это вызывает ошибки. Несвоевременность действий Сбербанка по обработке нашего запроса на приостановку слов также сыграла свою роль. Но, в первую очередь, это ошибка отправителей платежей.” Замечу, что последние платежи с суммой 5542 в отчете фонда можно увидеть 1 апреля 2018 года, при том, что о наличии проблемы фонд был уведомлен в середине марта уже не жертвователями, а Русфондом, получившим очередное требование вернуть 5542 рубля очередной бабушке.

Довод, что жертвователь должен быть внимательнее, конечно, хорош, но... Давайте хотя бы в моем ЖЖ честно напишем, что люди бывают невнимательны. Что пожилой человек может перепутать короткий номер и вместо 5542 ввести 900, особенно если он уже пользовался для каких-либо переводов мобильным банком, может подтвердить перевод, потому что его так просили сделать по телевизору и потому что он доверяет просящим и понять, что он сделал, в лучшем случае получив ответную СМСку из банка с реально списанной суммой. А вот найти, кому он перевел деньги и придумать, как их попросить назад, он не факт, что сможет. Да и признавать себя недостаточно добрым и даже жадным, идти к своим детям за помощью решится не каждый. Если же вспомнить, что фонд "Подари ЗАВТРА!" находится в Удмуртии, а жертвователи были со всей страны, задача и вовсе становится нетривиальной для неуверенного пользователя интернета. И давайте уже наконец перестанем ходить вокруг да около и честно скажем, что вопросы надо задавать не жертвователю, а тому, кто воспользовался его доверчивостью, невнимательностью и искренним желанием помочь.

Но самое забавное, это, пожалуй, реакция отрасли. Русфонд большой, фонд “Подари ЗАВТРА!” маленький и региональный. Малышей бьют! Обижают! Мешают работать! Деньги отнимают! А что завтра этот “малыш” точно так же поступит с любым другим раскрученным словом и коротким номером или придумает что-то еще столь же креативное, что он дерется, как лев, за бабкины пенсии, этого игроки отрасли предпочли не заметить. Впрочем, может они уже просто подстраховались и зарезервировали под свою деятельность короткие номера от 8000 и выше? Ведь мобильный банк не позволяет осуществлять в один день переводы на сумму больше 8000 рублей, сам их блокирует как подозрительные и требует звонка в банк для прояснения. И теперь можно с полным правом обличать корысть Русфонда и его злобное нежелание делиться с бедными. Лично им чужая хитрость уже не страшна, а от сотни небольших обманов никто не обеднеет. Да и с доверием людей друг другу и благотворительным организациям ничего не станется.

Ссылки по теме:
“Чужие ДЕТИ.
Фонд «Подари завтра!» воспользовался ошибкой пенсионеров.”
Станислав Юшкин

Ответ на статью от Русфонда от Надежды Александровны Ястребовой, президента фонда "Подари ЗАВТРА!" от 13 апреля

Благотворительные фонды поспорили о словах
Русфонд намерен защищать в суде свои реквизиты для сбора СМС-пожертвований


Регистрируйте свое добро
Слова «добро» и «дети» теперь собственность Русфонда. Что думают по этому поводу юристы и что собираются делать другие НКО


Эксперт: права Русфонда на слова «Добро» и «Дети» можно успешно оспорить

ДМИТРИЙ ПОЛИКАНОВ: правильно ли монополизировать добро и детей

Новый комментарий от 18 апреля по ситуации с Русфондом президента Надежды Александровны Ястребовой

Частное слово
Можно ли получить в собственность «Добро» и «Детей»


Обсуждение в группе Русфонда
Comments 
20th-Apr-2018 04:17 pm (UTC)
Мне очень интересно. У них это случайно получилось, и им понравилось, или они специально придумали?
20th-Apr-2018 04:33 pm (UTC)
Это у них надо спрашивать :))) Но ведь хрен скажут же.
И именно из-за таких вот креативных и небрезгливых и приходится заниматься регистрацией товарных знаков, прав на использование и всей этой мутью, в которой я уже не разбираюсь.
20th-Apr-2018 04:54 pm (UTC)
о хре неть
This page was loaded Sep 26th 2018, 1:43 pm GMT.