?

Log in

No account? Create an account
Токсичная благотворительность
Как извлечь прибыль из чужой беды и остаться безнаказанным
Благотворительность: социальные аспекты 
17th-Mar-2012 07:33 pm
мелкое
Продолжение поста "Благотворительность: социальные аспекты

Благотворительность – это очень простой способ почувствовать себя Хорошим, Добрым, Значительным.

История девушки по ссылке в этом плане показательна.
По ее дневниковым записям четко видно, что она почти приходит к выводу, что ее же обманули, фигня это какая-то, а не решение проблем общины, но потом убеждает себя, что она учит негров, что белые – такие же люди, как и они. Что она делает Большое Доброе Дело, и это Очень Важно.
Можно подумать, без помощи волонтеров обитатели деревни не знали, как именно выкопать пруд и как именно играть с детьми. При этом, заметьте - от девушки не потребовалось ни специальных знаний, ни особых навыков. И я отнюдь не о том, «что сделать доброе дело просто», к сожалению.

Особенно иллюстративны в плане «почувствуй себя хорошим и получи подтверждение своей доброте от окружающих» мои «любимые» токсичные группы – два раза жмакнул, чтоб разослать спам призыв о помощи, и уже «спаситель», сто рублей кинул на телефон – и уже «благодетель», и толпа народу гладит твое эго и дает положительную обратную связь. И чем больше группа (а она тем больше, чем хуже прогнозы у ребенка)тем больше поглаживаний и объединения.
Вот и кочуют «спасители» от одного умирающего малыша к другому…

Волонтерская помощь детдомам хотя б каких-то усилий требует, ну хотя б доехать до этого самого детдома, пообщаться с детьми, подарки купить. Я не говорю про онкологию – общаться с родителями онкоотделения это ОЧЕНЬ тяжело, это не самые приятные люди в не самой приятной ситуации. Да даже чтоб себя помощником обездоленных негров чувствовать – надо пруд копать. Лопатой! До кровавых мозолей!

В случае же с инет-благотворительностью – ставь кулочОчки, пописывай дурные стишки с моралькой да слезогонные «эссе», спамь понемногу, ругай жестокосердных мещан - вот уже и герой, вот ты и не один.

И не удивительно, что такие благотворители как мухи на дерьмо мед слетаются именно в группы адресной помощи – банка, да даже целая коробка Вифенда не будет петь дифирамбов и восхищаться, врачи не станут скакать от счастья, если просто придешь и сдашь кровь; а «облагодетельствованный» родитель еще как будет и станет. И именно поэтому обитатели соцсетей "достают" фонды требованиями расписать, на каких конкретно детей пошли безадресные пожертвования - чтоб точно знать, кого именно они спасли и кому именно помогли.

И, кстати, упоминания о результатах «спасительной деятельности» «атмосферу добра» рушат куда как быстрее, чем любые воззвания к разуму – поэтому упоминания меняющих «целевой объект» благотворителей о том, что где-то именно сейчас умирает "спасенный" малыш, трут еще быстрее критических замечаний и указаний на медицинскую безграмотность волонтеров.

Замечу, что эта интернет-благотворительность не имеет никакого отношения к тому, что у евреев зовется цдака, и является неотъемлемой частью нормальной социальной жизни. Цдака коллективных камланий и истерик не подразумевает, ибо помощь нуждающемуся – это нормально и ожидаемо, как уплата налогов, более того: «Лучше всего давать цдаку тайно, когда дающий не знает, кто ее получает, а получающий — кто ее дает». В общем-то, не удивительно, что у этноса, главной задачей которого на протяжении столетий было выживание во враждебном окружении, сформировалось именно такое отношение к помощи ближнему: чесать ЧСВ жертвователя было некогда и откровенно во вред общине.
И, чтоб помогать в этом режиме – евреем быть не обязательно.

Вообще же в истории России уже был исторический период, когда частная благотворительность как общественное движение была распространена так же широко, как и теперь: в начале 20 века благотворительных обществ было как грибов после дождя. И ставили они своей целью борьбу с высокой младенческой и женской смертностью, за доступность широким слоям населения образования и врачебной помощи, с нищетой и голодом.
Но все эти задачи были в итоге решены не частными благотворителями, а совсем другими людьми. И методами скорее эффективными, нежели гуманными, что породило новые проблемы.

Но это уже совсем другая история.
Comments 
17th-Mar-2012 05:02 pm (UTC)
Респект, Пуж. Великолепный текст.
Можно на тебя ссылку дать?
17th-Mar-2012 05:06 pm (UTC)
Да ради бога :)
17th-Mar-2012 05:17 pm (UTC)
Пасиба! ^_^
18th-Mar-2012 01:11 am (UTC)
Я не понимаю, что Вы предлагаете? Считать, что благотворительность -- зло? Закаяться делать то, что считаешь хорошим, только поэтому?

Если же жертвовать тайно, я одна просто не смогу никому дать столько, чтобы существенно ему помочь. А вот если понемногу дадут несколько десятков или сотен человек, это будет уже значительная сумма. И потом, если сохранять всё в тайне, как тогда требовать какой-либо отчётности?
18th-Mar-2012 05:08 am (UTC)
* с живейшим интересом

А давать обязательно "ему"?
В благотворительный фонд на программу "закупка противогрибковых для пациентов ДГБ№1" - это никак? Или "Эрвиназа для пациента 1 Меда"? И отчет, замечу, будет нормальным.
Чистякова писала, что именно обитатели соцсетей хотят знать имена подопечных детей - типа че, родителям жалко что ли, чего они не хотят оглашать свои имена???
Вопрос - ЗАЧЕМ нужно знать, что помог ты именно Сашеньке Пердячевой из Урюпинска? Что человек от этого знания получает, что он готов выкручивать руки родителям больного ребенка?
18th-Mar-2012 09:18 am (UTC)
Помимо того, что автор поста вам сказала, есть ещё один момент, общий со всеми представителями помогающих профессий: не надо самооценку к процессу и результату привязывать. "Я хороший пока/если я кого-то спасаю" (а как только не спасаю - так сразу и нехороший) - это ловушка для спасающего в первую очередь, и именно это убеждение приводит к перлам вроде "если ты не помог трём детям и пяти собакам - ты бессердечная скотина, попусту прожигающая жизнь" и к раскладам, когда активнй помогатель обделяет своих близких, детей в том числе, ради того, чтобы помочь кому-то стороннему. "Я хороший" - отдельно, "я помогаю" - отдельно. Это, в общем, форма гигиены такая, только в отличие от чистки зубов этому далеко не всех учат.
28th-May-2012 10:08 am (UTC)
Спасибо огромное за понятие "цдака". Я про него раньше не слышала и не могу не признать: евреи молодцы. Мне кажется, большинство из того, что ныне пышно зовется благотворительностью, должно быть сродни этой цдаке и вызывать столь же мало эмоций.
This page was loaded Oct 22nd 2017, 9:47 am GMT.